A. Кондратьев. «Пространство Евразии». Константиновский дворец. 2007 год.

Анонс на сайте ФГУ «Дворец конгрессов».

Пресс-релиз

Выставка А. Кондратьева в залах Константиновского дворца открывается благодаря сотрудничеству экскурсионно-выставочного отдела комплекса «Дворец конгрессов» и неформального объединения художников «Школа Варварского Аналитизма». Контрастное сочетание в экспозиции богатых интерьеров и брутально-эксцентричных сюжетов картин добавляют блеска первым и остроты последним.

Александр Кондратьев — значительный представитель и продолжатель аналитической линии петербургского искусства, представленной такими мастерами русского авангарда, как П. Филонов, К. Малевич, М. Матюшин и художниками середины XX века П. Кондратьевым, В. Стерлиговым и Г. Длугачем.

Данная выставка представляет своего рода ретроспективу работ художника за более чем тридцать лет активной творческой деятельности. Ранние работы представлены немногими сохранившимися у художника картинами второй половины 1970-х годов. Им характерны позитивный, яркий колорит и юношески-наивные, романтические сюжеты.

Азиатский цикл представлен работами 1979-80 годов. Первые картины цикла ещё светлы по настроению, но начавшаяся вскоре Афганская война (Кондратьев оказался совсем недалеко от границы) заставила художника совсем по-другому взглянуть на окружающий мир. Густой, звучный цвет соседствует с некоторым общим потемнением колорита.

1980-е годы занимают башкирский и новгородский периоды в жизни мастера. Широко применяются оттенки зеленого цвета, много пишутся собаки, волки, коровы. Колорит картин становится более суровым, палитра сокращается. Поездив по стране, художник начинает ощущать, что город — это не всё, что отъехав каких-нибудь сто километров от любого крупного центра можно увидеть совершенно других людей, другую жизнь, другую мотивацию. Отныне эти проблемы начинают занимать художника. Во второй половине 1980-х появляются первые ученики, формируется группа «Кочевье».

Эти тенденции продолжают углубляться в псковский («черный») период — 1990-е годы. Сформулирован принцип достаточности — «манифест» минимализма, проявившийся, кстати, синхронно подобным явлениям в западно-европейской живописи. Минимум цветов, «дикие» сюжеты — характерный почерк мастера.

Работы последнего времени часто поднимают темы предыдущих творческих периодов, художник стремится переписать старые сюжеты более выразительно (с современных своих позиций), как-то по-другому.

Параллельно интенсивной творческой деятельности, А. Кондратьев преподавал в различных художественных ВУЗах Петербурга. Долгое время он работал преподавателем рисунка в Художественно-промышленной академии им. В. Мухиной, сейчас — деканом факультета коммуникативного дизайна в Институте телевидения, бизнеса и дизайна.

Выставка в Константиновском дворце позволяет проследить творческое развитие мастера, представляя интерес ещё и тем, что многие из представленных картин ранее не были доступны зрителю. Работы художника находятся во многих музеях и частных коллекциях (Художественный музей им. Кустодиева (Астрахань), ЦВЗ Манеж (Петербург), Художественный Музей им. Эрьзя (Саранск), Музей «Царскосельская коллекция» (Пушкин), Художественный музей (Ярославль), Коллекция современного искусства Нортона и Нэнси Додж (Нью-Йорк), собрания Чудновских, Сидоровых и др.)

Василий Бочаров